Святой Франциск Ассизский

Распятие Сан-Дамиано

 

Распятие Сан-Дамиано

Служение Франциска из Ассизи, сына Петра Бернардоне, Господу началось с откровения, которое было дано ему в маленькой полуразрушенной церкви Сан-Дамиано близ Ассизи. Франциск молился перед висевшим там Распятием и услышал голос, говоривший ему «Франциск, разве ты не видишь, что обитель моя разрушается, - иди и восстанови ее». С этого момента жизнь Франциска изменилась навсегда. А Распятие Сан-Дамиано со временем стало реликвией всего католического мира и одним из символов Францисканства.

Икона-Распятие церкви Сан Дамиано была написана неизвестным умбрийским живописцем в XII веке. В стиле иконы заметно сильное влияние восточно-христианской сирийской школы. Примечательно, что по некоторым сведениям в той местности какое-то время жили монахи-сирийцы. Также это Распятие известно под названием «Византийского».

Икона написана на холсте, наклеенном на деревянную основу (древесина грецкого ореха). Высота иконы около 190 см, ширина – 120 см, толщина – 12 см. Очевидно, образ был написан для церкви Сан-Дамиано и исполнял роль надалтарного Креста. В 1257 году Сестры-Клариссы забрали Распятие из церкви Сан-Дамиано, которая не имела статуса приходской и постепенно приходила в запущение, и перевезли в свою церковь Сан-Джиорджио, где оно хранилось последующие 700 лет. На Святой Неделе 1957 года Распятие было впервые выставлено для всеобщего обозрения над новым Алтарем в капелле Сан-Джиорджио в Базилике Святой Клары в Ассизи.

Распятие изображает историю смерти Христа, Воскресения и Вознесения. В его образах запечатлена вселенская Пасхальная Мистерия Христова.

Центром иконы является фигура Христа. Это выражается не только в ее соответствующих размерах, но и в том, что она ярче освещена и как бы дает свет прочим фигурам, что напоминает о словах двенадцатого стиха восьмой главы Евангелия от Иоанна «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Глаза Иисуса открыты. Он смотрит на мир, спасенный Им. Из одежды на теле Спасителя – только набедренная повязка – одновременно символический атрибут и Первосвященника и Жертвы.
Позади Христа, за распростертыми руками Спасителя изображена Его пустая могила, символизируемая черным узким прямоугольником, над которым идет красная полоса. О символике этого образа мы поговорим чуть позже.
Лицо и нимб Христа выполнены так, что они немного выступают над плоскостью всей остальной иконы, что делает тени на лице Спасителя еще рельефнее.

В верхней части Распятия, в полукруге, видна благословляющая Рука Бога Отца. Это напоминает нам, что Он есть Тот, Кого не зрит глаз человеческий, плотский, но Кого мы узнаем в Его благословениях.

Ниже изображено Вознесение Христа. Христос выходит из круга, держа в руке золотой Крест, который теперь становится Его царственным скипетром. Он облачен в золотые одежды – еще один царственный атрибут и символ победы.
Красная стола на плечах Христа – символ Его Владычества и Царства.
На Небесах Христа встречают и славят ангелы.

Ниже - надпись.
Первые три буквы – IHS – древняя монограмма имени Иисуса, образованная от первых букв имени Спасителя в греческом написании ΙΗΣΟΥΣ – иота, эта, сигма. Греческая сигма в латинском варианте перешла в S. Также монограмму расшифровывают как Iesus Hominum Salvator – Иисус, Спаситель Человеков.
Следующее слово – NAZARE – означает Назорей.
REX IUDEORU[M] – Царь Иудейский.
Таким образом, слова складываются в надпись, помещенную, согласно Евангелию, Пилатом на Крест Спасителя – «Иисус Назорей, Царь Иудейский».

Распятие окаймлено узором из морских раковин, символизирующих вечность, явление тайны, сокрытой в безмерном и вневременном море вечности. Также раковина – древний символ паломничества и «странствующего народа Божьего», т.е. Церкви. Также раковина напоминает о видении Св. Августина, которому во время размышлений о тайне Троичности Бога явился мальчик, раковиной пытавшийся вычерпать воду из моря. НА вопрос Августина, зачем он тратит силы на это бесплодное занятие, ребенок ответил, что также бессмысленны усилия того, кто пытаюется постичь тайну Единства в Троичности человеческим разумом. За каймой из раковин по краю иконы выписаны S-образные узоры, возможно, отсылающие к словам Иисуса Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин 15:5).

Прямоугольная деталь в основании Креста, возможно, изображает камень, который в свою очередь является символом Церкви.

Икону составляют 33 фигуры: две фигуры Христа, одна рука Бога Отца, пять главных фигур, стоящих у Креста, две меньшие фигуры, 14 ангелов, две неизвестные фигуры у рук Христа, один мальчик, шесть неизвестных фигур внизу Распятия и один петух. 33 гвоздя вбиты в обрамление Распятия, в раковины узора, и семь – вокруг нимба.

Слева от зрителя, согласно Евангельскому свидетельству, подле Христа стоят рядом Мария и Иоанн. Белая мантия Марии символизирует победу («Побеждающий облечется в белые одежды» - Откровение 3:5), очищения («они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца» - Откровение 7:14) и праведность («И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» - Откровение 19:8). Украшения на белой мантии Марии символизируют дары Святого Духа. Темно-красное одеяние под мантией знаменует силу любви, а сочетание с пурпурным одеянием напоминает о Ковчеге Завета (Исход 26:1-4), с которым в католической традиции отождествляется Мария, как Ковчег Нового Завета, в котором обитает Святый Израилев, присутствует Незримый.

В позе Марии и жесте, обращенном к Иоанну, запечатлено ее принятие слов Спасителя «Жено! се, сын Твой» (Ин 19:26). Розовый и белый цвета одеяний Иоанна символизируют вечную мудрость и чистоту. Его положением между Спасителем и Марией означает, что он был равно любим как Иисусом, так и Его Матерью. Взор его обращен к Марии, в исполнение слов Спасителя «Се, Матерь твоя!» (Ин 19:27).

Справа от зрителя ближе всех к Кресту стоит Мария Магдалина, что подчеркивает ее особое положение в общине апостолов. Ее поза и жест выдают уверенность в тайне Воскресения Христа. Алый цвет ее одежд символизирует любовь, а синий цвет ее мантии выражает глубину этого чувства. За Марией Магдалиной стоит Мария Клеопова, сестра Богородицы, как сказано в Евангелии от Иоанна (19:25). Землистый цвет ее одежд означает смирение, а зеленый цвет мантии – знак надежды. Ее почитание Христа выражено жестом рук.

Центурион из Капернаума, стоящий за Марией Клеоповой, держит в левой руке кусок дерева, напоминающий о построенной им синагоге (Лука 7:1-10). Из-за плеча Центуриона выглядывает мальчик. Это его сын, исцеленный Иисусом. За ним видны очертания голов еще трех человек, что напоминает о словах Евангелия Иоанна о семье Центуриона «и уверовал сам и весь дом его» (Ин 4: 45 - 54). Центурион поднял руку, на ней отставлены три пальца – символ Троичности Божества. Два прижатые к ладони пальца – знак тайны двух природ Иисуса – Божественной и человеческой.

Малые фигуры слева и справа – это Лонгин, римский воин, пронзивший копьем бок Иисусу, и Стефан, так предание называет солдата, который предложил Иисусу на Кресте губку, напитанную уксусом, когда Спаситель воскликнул «Жажду!» (Ин 19: 28 -30).

Неизвестные святые – шесть фигур внизу Распятия, которых исследователи, несмотря на серьезные повреждения этого фрагмента, отождествляют со Святыми Дамианом, Руфином, Михаилом, Иоанном Крестителем, Петром и Павлом. Все эти святые – покровители церквей в окрестностях Ассизи. В честь Святого Дамиана была освящена церковь, где находилось это Распятие, а Святой Руфино был Небесным Покровителем Ассизи.

По обе стороны от Спасителя, под Его руками, изображены две группы ангелов, оживленно обсуждающих сцену, открывающуюся им. Возможно, с их уст звучат слова «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

За спиной Спасителя разверзается гробница – черный прямоугольник, над которым идет красная полоса. Красный цвет любви одолевает черный цвет смерти. Фигура воскресшего Христа торжествующе возвышается над ней. Жесты неизвестных святых подле ладоней Спасителя выражают веру. Возможно, это Петр и Иоанн, стоящие у пустой гробницы (Ин 20:3-9).

Петух, прежде всего, напоминает о Евангельском сюжете, повествующем о троекратном отречении Петра и о крике петуха (Мф 26:69-75, Мк 14:66-72, Лк 22:56-71, Ин 18 17:27). Также петух возвещает, что «тьма проходит и истинный свет уже светит» (1 Ин 2:8). «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:2).

Распятие Сан-Дамиано имеет необычную форму, продиктованную необходимостью включить в композицию всех действующих лиц иконы. Правая сторона Креста немного приподнята по сравнению с левой, что напоминает о судьбе Доброго Разбойника, которого предание называет Дисмасом, отправившегося в Рай по слову Христову, в отличие от разбойника, распятого по левую руку от Спасителя.

Сайт управляется системой uCoz